После перехода Красной Армии к наступательным боевым действиям возникла потребность в мощном, но относительно легком и маневренном орудии, способном эффективно уничтожать долговременные оборонительные сооружения противника. Орудием, оптимально удовлетворяющим этим требованиям, является гаубица калибром 152 мм. Однако производство 152-мм гаубиц обр. 1938 г. было свернуто в самом начале войны и восстановление производства требовало длительного времени. Кроме того, из-за большого веса и низкой маневренности она не в полной мере соответствовала потребностям войск. Создание новой 152-мм гаубицы было поручено конструкторскому бюро во главе с Ф.Ф. Петровым. Для сокращения сроков проектирования было решено наложить снабженный новым мощным дульным тормозом ствол 152-мм гаубицы обр. 1938 г. на модернизированный лафет освоенной в производстве 122-мм гаубицы М-30. В качестве прицельных приспособлений было решено использовать прицел и панораму этой же гаубицы, а затвор заимствовать от 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. МЛ-20. На проектирование, изготовление пяти опытных образцов и испытание их стрельбой было затрачено всего 18 дней. 1-го мая 1943 года гаубицы были отправлены в Москву для проведения войсковых испытаний, а в конце мая новая гаубица была принята на вооружение Красной Армии под названием «152-мм гаубица обр. 1943 г. (Д-1)». Благодаря широкой унификации с орудиями, находящимися в производстве, на освоение серийного выпуска 152-мм гаубицы Д-1 потребовалось всего полтора месяца и уже в июле 1943 г. она начала поступать на вооружение корпусных артполков и артиллерийских дивизий РГК. В боекомплект гаубицы входят выстрелы раздельного заряжания с осколочным, осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. При необходимости бетонобойные снаряды успешно использовались и для борьбы с танками. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 12400 м.
При установке взрывателя на осколочное действие осколки снаряда разлетаются на площади 2100 м²: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве снаряда в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м. Для повышения маневренности гаубицы конструкторы отказались от использования традиционного передка. Это позволило не только снизить вес орудия в походном положении, но и сократить до 2 мин время перевода гаубицы из походного в боевое положение и обратно. Благодаря тому, что использованный при создании гаубицы Д-1 лафет гаубицы М-30 был усилен (в частности, усилена люлька, подрессоривание, использованы колеса большего размера с резиновыми шинами, заполненными губчатой резиной), допустимая скорость транспортирования гаубицы Д-1 по асфальту или ровной грунтовой дороге составляет до 40 км/ч, по булыжной мостовой до 30 км/ч, а по бездорожью — до 10 км/ч. Опыт боевого использования 152-мм гаубицы Д-1 показал, что она является весьма надежным орудием, обладает высокой точностью стрельбы и хорошей живучестью.
Масса в боевом положении |
3600 кг |
Масса в походном положении |
3640 кг |
Калибр |
152 мм |
Начальная скорость снаряда |
508 м/с |
Угол возвышения |
от -3° до 63°30' |
Угол горизонтального обстрела |
58° |
Скорострельность |
3–4 выстр/мин |
Дальность стрельбы |
до 12400 м |
Вес осколочно-фугасного снаряда |
40 кг |
|