Cамоходная установка СУ-100Y Тяжелый танк прорыва Т-100 послужил базой для разработки нескольких боевых машин, созданных по опыту боев в Финляндии.
С самого начала советско-финской войны Красная
Армия остро ощутила потребность в специальных бронированных инженерных
машинах. Поэтому в середине декабря 1939 года Военный Совет
Северо-Западного фронта обязал завод №185 спроектировать и изготовить
инженерный танк с противоснарядным бронированием на базе Т-100. Эта
машина предполагалась для выполнения задач по наводке моста, перевозке
саперов и взрывчатки, а также для эвакуации поврежденных танков с поля
боя. Однако в ходе проектирования КБ завода получило от начальника АБТУ
РККА Д.Павлова задание на "постановку 152-мм пушки или другой
подходящей с большими начальными скоростями на базу Т-100" для борьбы с
дотами и другими фортификационными сооружениями. В связи с этим
директор завода №185 Н.Барыков обратился в Военный Совет
Северо-Западного фронта с просьбой об отмене решения по изготовлению
инженерного танка и вынесения решения по установке на машине 100-мм или
130-мм морской пушки. Просьба была удовлетворена, и уже 8 января 1940
года чертежи корпуса Т-100-Х (икс) - такое обозначение получила машина
- были переданы на Ижорский завод. Т-100-Х отличался от Т-100 установкой вместо
башен бронированной рубки клиновидной формы со 130-мм морской пушкой
Б-13. Подвеска машины предполагалась торсионной, ее изготовление
поручили Кировскому заводу, имевшему опыт в этой области. В ходе
изготовления бронедеталей для ускорения общей сборки машины форма рубки
была изменена на более простую. Новая самоходная установка получила
индекс СУ-100Y (игрек), хотя в некоторых источниках она фигурирует как
T-100-Y. Бронекорпус СУ-100Y поступил с Ижорского завода 24 февраля, а
1 марта началась сборка машины. Уже 14 марта готовая самоходка
совершила свой первый выезд. Но советско-финская война к этому времени
уже закончилась, и испытать СУ-100Y в боевой обстановке на удалось. Еще в ходе советско-финской войны была
сделана попытка модернизировать Т-100 путем усиления его вооружения. В
январе 1940 года заместитель наркома обороны командарм 1-го ранга
Г.Кулик дал указание "усилить вооружение Т-100 установкой на него
152-мм гаубицы М-10 для борьбы с надолбами". К середине марта 1940 года
была изготовлена новая башня с 152-мм гаубицей М-10. Ее предполагалось
установить вместо имевшейся на Т-100 башни с 76-мм пушкой Л-11. Машина
со 152-мм артсистемой получила индекс Т-100-Z. Но новая башня так и не
была установлена на танк в связи с принятием на вооружение КВ-1 и КВ-2.
АБТУ прекратило все работы по дальнейшему совершенствованию Т-100. В связи с прекращением работ по танку Т-100,
дальнейшая судьба СУ-100Y была предрешена. Самоходная установка была
передана в Кубинку летом 1940 года. С началом войны САУ никуда не
эвакуировалась. В ноябре 1941 года, в наиболее критический момент битвы
под Москвой, СУ-100Y, вместе со 152-мм опытными САУ СУ-14 и СУ-14-1,
вошла в состав самоходного артиллерийского дивизиона особого
назначения. Однако сведений о боевом применении СУ-100Y обнаружить не
удалось.
СУ-100Y сохранилась до настоящего времени и
находится в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и
техники в подмосковной Кубинке.
Характеристики Тактико-технические характеристики самоходной установки СУ-100Y
Год выпуска
1940
Экипаж
6
Масса, т
64
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
10,9
3,4
3,29
Броневая защита, мм
Лоб корпуса 60 мм
Лоб башни 60 мм
Борт корпуса 60 мм
Корма 60 мм
Крыша 20 мм
Днище 20-30 мм
Вооружение
130-мм орудие 1-Б-13
3 х 7,62-мм пулемёта ДТ
Боезапас
30 выстрелов
1800 патронов
Длина ствола, калибров
55
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2
0,75
Начальная скорость снаряда, м/с
800
Двигатель
"ГАМ-34", 890 л.с.
бензиновый
Запас хода, км
120
скорость, км/ч
по шоссе - 32
по грунту - 12
Предолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, град
ров, м
стенка, м
брод, м